veronika_career (veronika_career) wrote,
veronika_career
veronika_career

Categories:

Правильные ответы на вопросы, или хочу оффер после интервью. Часть 2.

.
Я могла бы написать книгу, посвященную «правильным» ответам на часто задаваемые вопросы на собеседовании, но в формате блога приведу лишь краткие рекомендации.
Начну с основных советов, касающихся любых ответов на любые вопросы:

  • уточняйте вопрос, если не уверены, что правильно его поняли - достаточно глупо получается, если кандидат 10 минут отвечает на вопрос, который ему не задавали;

  • будьте последовательныimage

- в первую очередь, большинство компаний ищет не только профессионалов, но и людей, чью мотивацию они понимают, так как верят, что это залог долгосрочной работы специалиста в их компании. Поэтому, например, странно выглядят кандидаты, которые в начале говорят, что ключевая причина для них в поиске работы - более высокая компенсация, а впоследствии подтверждают готовность уйти на меньшие деньги, либо люди, говорящие, что уходят, так как за полгода добились всего на текущем месте. Всегда ставьте себя на место интервьюера - вы бы доверили ответственное и важное место непоследовательному в своих словах человеку, который к тому же через 2 месяца придет к вам за повышением зарплаты/позиции/ответственности?

  • не хвалите себя голословно - подтверждайте лестные характеристики конкретными результатами - увеличил продажи на 20% (у конкурентов выросли на 5, в прошлом периоде падали на 10), привлекли вместо 1000 клиентов 10000, смогли осуществить рекламную кампанию, вызвавшую 150 статей в прессе вместо запланированных 60 и тд);

  • акцентируйте внимание на вашем вкладе, при этом стараясь не приписывать себе чужих достижений (противоречия легко выясняются более глубоким интервью либо рекомендациями и редко идут вам на пользу).

Что касается конкретных вопросов, можно выделить несколько основных.
1. Причина рассмотрения предложений о работе.
Если вы еще работаете, и компания не объявила публично о банкротстве или сокращении именно вас, то не стоит признавать, что вы "в активным поиске и стремитесь покинуть текущую компанию во что бы то ни стало". В этом случае вы выглядите менее ценным специалистом, чем кандидат, позиционирующий себя удовлетворенным текущим местом работы, но готовым рассмотреть новую возможность, если она действительно позволит ему выйти на новый уровень задач, дохода либо перспектив. Тем не менее, ключевой, понятной всем мотивацией остаются «белая» зарплата, повышение дохода, работа в международной либо более стабильной, чем текущая, российской компании, большие перспективы позиции, повышение зоны ответственности, руководящий уровень. Для начальных позиций либо небольших зарплат - кардинально более удобное место расположения офиса, отсутствие командировок, возможность использования второго языка. Причины "все хорошо, но хочу то же самое в другом месте" либо "все хорошо, согласен на меньшую зарплату" воспринимаются как менее очевидные и вызывают желание собрать на вас рекомендации. В худшем случае вашим словам не будут доверять или не воспримут вас достаточно серьезно.
2. Причины переходов из одной компании в другую.
Причины перехода из других компаний также должны четко мотивироваться, например: "компания не держала обязательств по зарплате, бонусам, своевременному повышению по должности, другой работодатель предложил больше по зарплате, позиции, уровню и тд". Единственное - не наступите на свои же грабли: если в данный момент вы убеждаете компанию, что готовы уйти на понижение зарплаты ради ее имени или репутации, а из предыдущих 5-10 мест вы уходили исключительно из-за большей зарплаты на новом месте, то ваша мотивация, вероятнее всего, вызовет вопросы. Здесь стоит вспомнить об основном совете – быть последовательным в своих словах.
3. Какую работу вы ищете?
Баланс честности и соответствия вашего описания позиции в компании, в которой вам сейчас задают этот вопрос, никто не отменял. Ответ "позиция младшего бренд-менеджера в люксовом бренде в стабильной крупной компании с возможностью плотной работы с главным офисом в другой стране, тренингами, перспективами развития в далеком будущем" обычно звучит вполне искренне и вряд ли испортит результат, если вы находитесь в этот момент, например, в компании Chanel.

Неправильным этот же ответ окажется, если вы сидите в офисе небольшого российского стартапа по дистрибуции обуви массового сегмента и точно знаете, что у них пока с перспективами многое не ясно. ;) В таком случае вспомните те важные критерии вашего «идеального» места работы, которым удовлетворяет данная компания и подробнее расскажите о них, как об интересных для вас. Например, о скорости принятии решений, меньшей бюрократии, возможности построить многие процессы с нуля и показать большой результат по сравнению с предыдущим периодом.
4. Почему вы хотите именно в нашу компанию?
Многим кандидатам этот вопрос кажется лишним и наивным, а ответ, невольно возникающий в голове, звучит как "да пока еще вовсе не хочу и с каждым подобным вопросом желание не увеличивается, просто ищу работу, а вы - профессионала". Тем не менее, для многих компаний мотивация именно на работу у них играет большую роль, так как их корпоративная культура построена на "правильных идейных людях", которые пришли именно сюда ради продукта, идеологии, личности топ-менеджера, лидирующей позиции на рынке и тд. Поэтому важно перед встречей прочитать хотя бы первую страницу на сайте "о нас" и выделить ключевые аргументы, по которым вам может быть интересна именно эта компания.
Следует осторожно относиться к формулировкам "хочу работать с косметикой", потому что косметических компаний немало.
Кроме того, на высоко конкурентном рынке западных компаний важно понимать разницу между игроками. В L’oreal, например, непременно спросят в ответ на вашу мотивацию "хочу в крупную FMCG компанию", почему вы выбрали их, а не P&G, Unilever и тд. И ответ "вы лучше" не принимается, так как все хотят замотивированного кандидата, который нашел возможность сравнить и понять различия между этими работодателями и сможет ответить более конкретно и подробно.
5. Чего вам удалось добиться на предыдущих местах работы?
Важные правила при ответе на этот вопрос:

  • Конкретность

  • Акцент на ваш вклад в достижение.

Стоит принять, что цель этого вопроса- не выпытывание у вас конфиденциальной информации о компании с целью последующего использования для завоевания конкурентного преимущества и не изучение теории ведения проектов на основе ваших ответов. Ключевое желание интервьюера - оценить ваш опыт и профессионализм, получить возможность объективно сравнить его с достижениями других кандидатов и понять, по плечу ли вам задачи, стоящие на открытой позиции, и не переросли ли вы их.
Поэтому вы, конечно, можете говорить общие фразы о том, что "это закрытая информация, что определенный рост выручки (прибыли, доли рынка и тд) был, но без конкретизации", что "вы очень многого добились и даже были награждены за лучшее что-то", но все это не позволит оценить, делали ли вы это сами, делали ли вообще и есть ли шанс, что даже если успех был, то он не был случайностью.
Одним из наиболее эффективных способов ответить на этот вопрос является стратегия CAR (подробнее можно также прочитать здесь, правда, на английском: https://www.bluesteps.com/blog/car-interview-technique-key-to-landing-executive-job.aspx):
C- context контекст (какая компания, какая проблема возникла)
A - actions- действия (что вы сделали для решения проблемы, улучшения ситуации). Здесь также важна конкретика – как именно решали, например, «сократили людей, меняли ли поставщиков, пользовались новыми методиками предыдущей компании» и тд. И, конечно, вас могут спросить, почему вы действовали именно так, а не иначе, лучше сразу это пояснить, рассказывая о выбранных путях решения.
R- result- результат, которого удалось добиться (в итоге получилось сократить издержки на 20% с 2 млн до 1,6 млн, поднять узнаваемость бренда с 60 до 75%). Важно знать ответ на вопрос "как и кто измерил, по каким критериям", "за счет чего конкретно удалось добиться такого роста", "могли ли вы добиться больших результатов, за счет чего?" и тд.
В целом, этот вопрос собеседования часто является сам важным, так как именно он аккумулирует рассказ о ваших профессиональных результатах. Также он позволяет оценить вашу гибкость, умение признавать свои ошибки, делать из них выводы, работать в команде, руководить людьми.
Поэтому не стоит упорствовать, объясняя, что найденное решение и результат были идеальными, важно честно признать, что вы могли бы сделать лучше определенные моменты и назвать их в подтверждение.
Стоит аккуратно выбирать формулировки, избегая категоричных, объясняя спорные моменты, контролируя речь и не обвиняя в неудачах других. Как пример, список фидбеков после ответа на этот вопрос: "У него все виноваты", "не умеет брать ответственность на себя", "ориентирован на процесс", "не гибкий", "не умеет просчитывать риски", "не видит всей картинки" и миллион других. Поэтому просто внимательно и аккуратно выбирайте слова и формулировки :)
6. Расскажите о себе все, что считаете нужным.
Открытый способ ведения интервью не означает, что у вас неограниченное количество времени, что можно позволить себе расслабиться. Наоборот, она означает, что вам нужно максимально сосредоточиться и самому структурировать свою речь, выбрать ключевые моменты, которые вам важно донести до интервьюера.
Пример построения диалога в этой ситуации:

  • Ответить, почему вам интересна именно эта позиция и компания

  • Рассказать, какой ваш профессиональный опыт и личностные качества помогут быть успешным, если выберут вас (какие релевантные проекты в каких компаниях Вы реализовали и чего добились в рамках них)

Весь рассказ должен занять минут 15, чтобы оставить время на диалог, а не монолог.
Закончить его можно фразой: "пожалуй, это ключевое, на каком опыте вам бы хотелось остановиться более детально?"
7. Кто может вас рекомендовать?
Есть три основные причины, по которым этот вопрос задают на первой встрече.

  • Это стандартный вопрос, который задают всем кандидатам, независимо от того, будет ли продолжение диалога по вакансии

  • Что-то из вашего рассказа вызвало недоверие и желание собрать о вас больше информации

  • По этой конкретной вакансии есть требование собирать рекомендации.

В любом случае в ответ ожидают услышать вполне конкретные имена и телефоны предыдущих руководителей. И не подойдут чаще всего:

  • контакты подчиненных и коллег в параллели, так как в функционал этих людей не входило назначение вам задач и контроль их реализации, а, следовательно, их оценка менее объективна. Также чаще всего коллеги с большей вероятностью являются и вашими друзьями, поэтому рекомендация от них не будет полезной.

  • формулировки "у нас в компании было запрещено давать контакты других людей или рекомендовать", "у меня не сохранились контакты", "мой руководитель запретил оставлять его в качестве рекомендательный"- из подобных ответов интервьюер делает вывод о сомнительности вашего предыдущего рассказа, так как вы не готовы предоставить подтверждение.

Поэтому крайне важно уходя с работы, расставаться с руководителями хорошо и договариваться о возможности предоставления его контактов как рекомендателя.
Тем не менее, абсолютно корректно не давать контактов 5 рекомендателей после 1 встречи (особенно с агентством), достаточно предоставить контакты 1-2 и назвав еще нескольких, чьи координаты вы будете готовы дать в случае выхода на этап предложения о работе.
Также приемлемо, если вы заранее не оговорили с руководителем, которого 5 лет не видели, использование его контактов, назвать имя- фамилию и подтвердить, что вы сегодня подтвердите с ним его номер и после этого вышлите данные.
8. Каковы ваши зарплатные ожидания?
Одним из возможных ответов является формулировка - сейчас я получаю 130 тысяч совокупно на руки +ДМС (страховка), так как я не в активным поиске и в целом в компании меня почти все устраивает, то для перехода отталкиваюсь от 150 тысяч рублей фиксированно на руки (не детализируя, если не спрашивают, момент того, что фиксированно на руки из этих 130 всего 60).
Насколько 130, которые вы назовете, близки к правде - решать вам, но, пообщавшись с коллегами из других компаний, посмотрев зарплатные ориентиры позиций вашего уровня на hh.ru, вы сможете оценить примерную рыночную вилку вашей вакансии и назвать цифру, приемлемую для нее. Также можно посоветоваться с кадровым агентством, большинство консультантов сможет вас сориентировать по рынку.
9-...- любые другие вопросы, которые позволят интервьюеру понять вас лучше, например:

  • Чем занимаются ваши родители?

  • Как вы относитесь к моде (курению, детям, конкуренту А, дорогим часам, спорту, политике товарища B)?

  • Чем хотите заниматься через 5 лет? и тд

При ответе на подобные вопросы просто помните, в какую компанию и на какую позицию пришли, что ожидают эти люди от своих потенциальных сотрудников и не слишком уходя в откровенность старайтесь быть искренними.
В конечном итоге большинство компаний ищет не только профессионалов, но и людей, с которыми им будет комфортно работы и которым они будут доверять, поэтому, следя за тем, что вы говорите, старайтесь оставаться собой.
Таким образом, выше я постаралась раскрыть рекомендации по ответам на наиболее популярные вопросы интервьюеров. Далее я также расскажу более детально о специфике вопросов и ответов в топовые консалтинговые и FMCG компании.
Буду рада вашим комментариям ниже и ответам, какие еще вопросы и интересные ответы вы слышали на интервью?
Tags: Интервью, карьера, работа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments